Защита прав и законных интересов воспитанников

Права и обязанности родителей:

Родители несовершеннолетних воспитанников имеют право на:

- ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, учредительными документами, а также с учебно-программной документацией посещаемого воспитанником учреждения дошкольного образования;

- участие в управлении учреждения дошкольного образования;

- защиту прав и законных интересов воспитанников;

- ознакомление с ходом и содержанием образовательного процесса;

- получение информации обо всех видах обследований (медицинских, психологических, педагогических) воспитанников;

- иные права, предусмотренные актами законодательства Республики Беларусь.

Родители несовершеннолетних воспитанников обязаны:

- обеспечивать условия для получения образования и развития воспитанника;

- уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса;

- выполнять требования учредительных документов, распорядка дня учреждения дошкольного образования;

- осуществлять иные обязанности в соответствии с актами законодательства.

Права ребенка

Дом без насилия

Дом без насилия

 

Уважаемые родители!

 

ГУО «Ясли-сад №42 г. Бреста» напоминает, что родители несут ответственность за жизнь и здоровье своих детей.

В целях профилактики несчастных случаев среди несовершеннолетних просим Вас обратить особое внимание на следующие факторы и действия, обеспечивающие безопасность детей:

Не оставляйте несовершеннолетних на долгое время без присмотра, контролируйте их местоположение.

Запретите детям играть на проезжей части, вблизи строек, заброшенных колодцев, разрушенных домов, залезать в стоящие бесхозные машины, подвалы и другие подобные места.

Объясните детям, что опасно ходить по парку, безлюдным и неосвещенным местам.

Внушите ребенку, что купание в водоемах без присмотра взрослых категорически запрещено.

Учите детей соблюдать Правила дорожного движения, наблюдать и ориентироваться на дороге.

Не позволяйте детям ездить на такси или в общественном транспорте без сопровождения, не разрешайте детям «голосовать» на дороге.

Учите детей пользоваться телефоном в случае чрезвычайной ситуации. Они должны знать, кому и куда следует звонить с просьбой о помощи.

Учите детей не разговаривать с незнакомыми людьми, не принимать то них никаких подарков. Объясните, что посторонним является любой взрослый, которого он не знает, даже если он будет говорить, что знает ребенка или его родителей.

Научите детей действиям в различных экстремальных ситуациях (пожар, затопление, проблемы с электропроводкой, газоснабжением, телефоном, попытке проникновения в квартиру и т. п.).

С раннего возраста объясните детям пагубность курения, алкоголя, наркотиков. Никогда не предлагаете алкогольные напитки несовершеннолетним, не курите и не употребляйте алкоголь в присутствии детей!

Если ребенок вовремя не возвратится домой, звоните в милицию. Если ребенок подвергся сексуальному насилию: немедленно вызывайте милицию, «Скорую помощь» и заявляйте о случившемся. Во всех случаях, когда вам стало известно о совершенном или готовящемся преступлении, особенно в отношении малолетнего, несовершеннолетнего незамедлительно сообщите об этом в правоохранительные органы.

Соблюдайте Закон Республики Беларусь от 31 мая года 2003 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», статья 301 «Нахождение несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет в ночное время вне жилища», согласно которому лица, не достигшие возраста 16 лет, не могут находиться в ночное время (с 23 часов до 6 часов следующего дня) без сопровождения родителей в общественных местах.

Помните, безопасность ваших детей во многом зависит от вас!

 

Уважаемые родители!

 

Данная информация – не попытка обвинить кого-либо из Вас в жестокости и насилии по отношению к собственному ребёнку. Мы понимаем, что воспитание детей очень сложная жизненная задача каждого, кто стал мамой или папой. И именно поэтому, подходя к решению этой важной задачи, каждому из нас, родителей, необходимо в первую очередь, приложить своё терпение, любовь, и, конечно же, уважение к хрупкой жизни ребёнка, которая долгое время находится в наших руках и зависит от нас.

 

Научными исследованиями установлено, что:

  • насилие в той или иной форме совершается в каждой четвертой семье;
  • ежегодно около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет избиваются родителями;
  • для 10% этих детей исходом становится смерть, а для 2 тыс.- самоубийство;
  • более 50 тыс. детей в течение года уходят из дома, спасаясь от собственных родителей, а 25 тыс. несовершеннолетних находятся в розыске.

Любое действие или бездействие по отношению к ребенку со стороны родителей или лиц, их заменяющих, в результате которого причиняется вред его физическому или психическому здоровью, создаются условия, мешающие его оптимальному развитию.

Основные формы жестокого обращения с детьми:

Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений.

Сексуальное насилие (или развращение) – вовлечение ребёнка с его согласия и без такого в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды.

Психическое (эмоциональное) насилие 

периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребёнка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.

Пренебрежение основными потребностями ребенка

Постоянное или периодическое неисполнение родителями или лицами, их заменяющими, своих обязанностей по удовлетворению потребностей ребенка в развитии и заботе, пище и крове, медицинской помощи и безопасности, приводящее к ухудшению состояния здоровья ребенка, нарушению его развития или получению травмы.

Последствия жестокого обращения,

пережитого ребенком, учитывая его возрастные особенности:

 

Возраст

Реакция на психологическую травму

Дети от 0 до 3-х лет

Характерны страхи, спутанность чувств. В поведении отмечаются нарушения сна, потеря аппетита, агрессия, страх перед чужими людьми.

Дошкольники

 (3-6 лет)

Тревога, боязливость, спутанность чувств, чувство вины, стыд, отвращение, чувство беспомощности. Пассивная реакция на боль, болезненное отношение к критике, замечаниям, негативизм, лживость, воровство, агрессия.

Дети младшего школьного возраста

(7-11 лет)

Страхи, чувство стыда, недоверие к миру. Стремление скрыть причину повреждений и травм, ощущение одиночества, отстраненность от людей, нарушения сна, аппетита, агрессивное поведение.

 

Какой урок выносит ребенок из жестокости?

 

  • Ребенок не заслуживает уважения.
  • От взрослых нет защиты.
  • Хорошему можно научиться посредством наказания (оно обычно научает ребенка желанию наказывать, в свою очередь других).
  • Страдание не нужно принимать близко к сердцу, его следует игнорировать.
  • Насилие – это проявление любви (на этой почве вырастают многие извращения).
  • Отрицание чувств – нормальное здоровое явление.
  •  

Каким образом проявляется вытесненный гнев у детей?

 

  1. Насмешками над слабыми и беззащитными.
  2. Драками с одноклассниками.
  3. Унижением девочек, символизирующих мать.
  4. Плохим отношением к учителю.
  5. Выбором телепередач и видеоигр, дающих возможность заново испытать вытесненные чувства ярости и гнева.
  6. Суицидальные попытки.
  7.  

Домашнее насилие над несовершеннолетними

 

Насилие над детьми в семье является одной из серьезнейших проблем современного общества. Актуальность вопроса существует для многих стран, в том числе и для Беларуси. Количество таких случаев в нашей стране с каждым годом неуклонно растет. Проблема насилия над детьми существует достаточно давно. Однако долгое время она не подвергалась обсуждению, ведь считалось, что это лишь дело отдельно взятой семьи и выносить ее на обозрение социума неприемлемо. К счастью, общество начинает осознавать весь жестокости по отношению к детям. Перенесенное в детстве насилие оказывает сильное влияние на психологическое самочувствие и общее развитие детей и не может не повлиять на всю их дальнейшую жизнь. Детям, которые подвергаются жестокому обращению со стороны родителей, достаточно сложно проходить процесс социализации личности. Существует реальная угроза их здоровью, интеллектуальному и нравственному развитию, а также жизни в целом.

 

Что следует понимать под жестоким обращением?

 

Под жестоким обращением понимаются все формы физического или психического насилия, причинение побоев или нанесение оскорблений, невнимательное, небрежное или жестокое обращение, эксплуатация, включая сексуальные посягательства на ребенка. Таким образом, жестокое обращение включает в себя не только насилие над несовершеннолетними, имеющее физический (избиение, истязание, удары, пощечины, попытки удушения или утопления ребенка и др.), сексуальный характер (демонстрация ребенку половых органов, все виды сексуальных контактов, вовлечение детей в съемки или просмотры порнографических фильмов, картинок), но и психологический (угрозы, запугивание, изоляция, неприятие и постоянная критика, унижение и т.д.). Сюда также относят пренебрежение основными нуждами ребенка (санитарно-гигиеническая запущенность, низкая масса тела, задержка роста, общее отставание в физическом развитии, задержка речевого развития, постоянный голод или жажду и др.).

 

Правовое регулирование прав несовершеннолетних

 

Защита прав и законных интересов детей декларируется как одно из приоритетных направлений государственной политики. Правовую основу регулирования прав ребенка в Республике Беларусь составляют Конституция Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь «О правах ребёнка», принятый в 1993 году. Кроме того, Беларусь ратифицировала ряд международных документов: Конвенцию о правах ребенка (01.10.1990), а также Дополнительный протокол к Конвенции, касающийся продажи детей, детской проституции и детской порнографии (23.01.2002) и Факультативный протокол об участии детей в вооруженных конфликтах (12.12.2005) и др. Также следует отметить Декрет Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» (далее — Декрет). Данный Декрет закрепляет процедуру изъятия детей из неблагополучных семей, ответственность обязанных лиц, уклоняющихся от содержания детей, помещенных на государственное обеспечение, категории детей, подлежащих государственной защите, государственные органы и учреждения, призванные выявлять и реагировать на случаи неблагополучия ребенка и др. Вышеуказанный Декрет говорит, о том, что государственные органы, иные организации и просто обычные граждане, располагающие сведениями о жестокости по отношению к детям, обязаны немедленно сообщать об этом в комиссию по делам несовершеннолетних, орган опеки и попечительства, другие государственные организации, уполномоченные законодательством осуществлять защиту прав и законных интересов детей, по месту нахождения этих детей.

 

Ответственность родителей за нарушение прав ребенка

Белорусское законодательство устанавливает ответственность за ненадлежащее воспитание детей. Это мера государственно – принудительного характера, применяемая к родителям и заменяющим их лицам, виновно нарушившим обязанности по воспитанию, влекущая неблагоприятные последствия для родителей и основанная на государственном и общественном осуждении их поведения, направленная на охрану прав и интересов ребенка.

Однако следует понимать, что основная обязанность по воспитанию и заботе детей лежит не только на государстве, но и на родителях. Обязанности родителей в воспитании детей, заботы об их здоровье, развитии и обучении закреплены в ч. 3 ст. 32 Конституции Республики Беларусь.

Помимо Основного Закона нашего государства, обязанности родителей по воспитанию детей содержатся и в Кодексе Республики Беларусь о браке и семье (далее – КоБС). Так, согласно ст. 68 КоБС родители обязаны воспитывать детей, осуществлять уход и надзор за ними, обеспечивать защиту их прав и законных интересов.

Частью 1 ст. 75 КоБС установлено, что помимо воспитания детей родители обязаны осуществлять попечительство над ними и их имуществом, а также заботиться о физическом, духовном и нравственном развитии детей, их здоровье, образовании и подготовке к самостоятельной жизни в обществе. В случае невыполнения возложенных на родителей обязанностей по воспитанию детей к ним применяются меры воздействия, предусмотренные брачно-семейным законодательством.

К таким мерам, в частности, относится лишение родительских прав и отобрание ребенка без лишения родительских прав. В соответствии с ч. 1 ст. 80 КоБС родители могут быть лишены родительских прав в отношении несовершеннолетних детей, если будет установлено, что они уклоняются от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей или злоупотребляют своими родительскими правами, жестоко обращаются с детьми, ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на детей и др. Лишение родительских прав является крайней мерой, применяемой в ситуации, когда защитить права и интересы ребенка другим путем невозможно и производится в судебном порядке.

Какие виды административного наказания могут применяться к родителям?

К родителям применяют административные меры (объявить предупреждение, возложить обязанность загладить причиненный вред или наложить денежный штраф) за: невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию несовершеннолетних детей, повлекшее совершение несовершеннолетним в возрасте до 16 лет деяния, содержащего признаки правонарушения (ст.9.4.КоАП); за совершение подростками в возрасте до 16 лет нарушений правил дорожного движения (18.23.КоАП); за появление детей в общественных местах в пьяном виде, а равно за распитие ими спиртных напитков или в связи с совершением других правонарушений (17.3.КоАП).

Кроме того, Уголовный Кодекс Республик Беларусь (далее – УК РБ) предусматривает ответственность против уклада семейных отношений и интересов несовершеннолетних. Так, например, родители могут быть привлечены к уголовной ответственности за вовлечение несовершеннолетнего в систематическое употребление спиртных напитков и одурманивающих веществ (ст. 173 УК РБ), за вовлечение в занятие проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством (ст. 173 УК), за уклонение от уплаты средств на содержание детей (ст. 174 УК). И в целом родители могут быть привлечены к уголовной ответственности за истязание, причинение телесных повреждение, оставление в опасности своих несовершеннолетних детей и др. Таким образом, применять различные виды насилия и в целом жестоко обращаться с детьми недопустимо как в соответствии с действующим законодательством нашего государства, так и в целом по морально-этическим соображениям. И не следует оставаться равнодушным к ситуациям, когда очевидно достаточно грубое и неуважительное отношение родителей по отношению к своим детям. Ведь, Вы сможете минимум предотвратить психологическое насилие над ребенком, а иногда и сохранить ему жизнь.

 

Эмоциональные реакции детей на насилие или жестокость

 

Чувство ответственности за насилие. Реакция ребенка: «Если бы я был хорошим, мои родители не делали бы друг другу и мне больно…»

Чувство вины за постоянное насилие или жестокость могут испытывать дети при частом или непрекращающемся насилии.

Постоянное возбуждение. Даже в спокойной обстановке от ребенка можно ожидать вспышки агрессивности.

Переживания. Дети, отделенные от родителя, применяющего насилие, постоянно переживают потерю. Они могут сожалеть и об утрате жизненного уклада, и о потере положительного образа родителей, применявших насилие.

Противоречивость. Дети не осознают, что можно не знать о чувствах другого человека или иметь противоположные чувства одновременно. Ребенок, который говорит: «Я не знаю, как к этому относиться», – чаще испытывает смешанные чувства, а не закрывается.

Страх быть покинутым. Дети, отделенные от одного из родителей в результате акта насилия, могут испытывать глубокий страх, что второй родитель также может их покинуть или умереть. Поэтому часто ребенок отказывается даже на короткое время расставаться со вторым родителем.

Чрезмерная потребность во внимании взрослых. Эта потребность может быть особенно проблематичной для родителей, которые пытаются справиться с собственной болью или уже принятыми решениями. На детей может обращаться негативное внимание, когда они воспроизводят насилие, свидетелями которого были.

Боязнь телесных повреждений. Значительный процент детей, являющихся свидетелями насилия или испытывающих его на себе, могут беспокоиться о том, что родитель, применяющий насилие, откажется от ребенка, либо причинит ему вред, либо будет вымещать зло на нем в различных ситуациях.

Стыд. Чувствительность к позору насилия над супругом или ребенком может выражаться в форме стыда, в особенности для более старших детей.

Беспокойство о будущем. Неуверенность в повседневной жизни заставляет детей думать, что жизнь будет непредсказуемой и в дальнейшем.

Проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия, в силу их наименьшей защищённости, не теряет актуальности. Своевременное выявление несовершеннолетних, ставших жертвой насилия, способствует оперативному принятию мер со стороны учреждений образования, органов внутренних дел по защите несовершеннолетних от физического, психического (эмоционального), сексуального насилия.

Министерством образования Республики Беларусь разработан (07.02.2018 № 05-01-07/1121/дс/) Алгоритм информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних.

В Алгоритме дано определение понятия «насилие», видов насилия, признаков насилия, раскрыты особенности взаимоотношений в семье, в которой наблюдается насилие, и перечень принимаемых мер при выявлении признаков насилия.

 

ЛИТЕРАТУРА В ПОМОЩЬ:

  1. Алексеева, И.А., Новосельский, И.Г. Жестокое обращение с ребёнком. Причины. Последствия. Помощь. / И.А Алексеева., И.Г. Новосельский. – М. : Генезис, 2005. – 256 с. – (Неблагополучная семья: преодоление кризиса).
  2. Детство без жестокости и насилия / авт.-сост.: Е.А. Климкович, С.В. Дормаш. – Минск : Красико-Принт, 2007. – 176 с. – (Педагогическая мастерская).
  3. Синягина, Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений / Н.Ю. Синягина. – М. : ВЛАДОС, 2003. – 96 с. – (Библиотека школьного психолога).
  4. Целуйко, В.М. Психология неблагополучной семьи: книга для педагогов и родителей /В.М. Целуйко. — М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. – 271 с. – (Психология для всех).
свернуть