Гражданско-патриотическое воспитание

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, идея воспитания патриотизма и гражданственности приобретает всё большее общественное значение, становится задачей государственной важности, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.   

   Известно, что дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. В.А.Сухомлинский утверждал, что «детство – каждодневное открытие мира и, поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия». В педагогическом аспекте под патриотическим самопознанием понимается процесс формирования сознательного человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и рос, гордящегося историческими свершениями своего народа и его культурой.

       Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своем родном крае, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек. Любой край, где бы человек не жил, неповторим. У каждого места на земле есть своя история.

      Брест  имеет богатую историю, которую должны знать наши дети. За последние годы наш город преобразился: стали чистыми и нарядными улицы, появились новые памятники, стали благоустраиваться дворы и детские площадки, появилось много новых зеленых насаждений и разнообразных красиво оформленных цветущих клумб.

       Педагогу необходимо стремиться к тому, чтобы воспитанники увидели красоту родного города, преобразования, происходящие в нем каждый год, гордились своей малой родиной. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью общества. Чтобы участвовать в общественной, политической и экономической жизни своей страны, человек должен быть самостоятельным, инициативным, интеллектуально развитым, умеющим устанавливать контакт с людьми, быть терпимым к различиям между людьми, уважать права и мнения других. Все эти качества закладываются уже в дошкольном возрасте и являются составляющими гражданского воспитания.

       Педагогический коллектив ГУДО «Детский-сад № 42 г. Бреста», осуществляет планомерную и систематическую  образовательную работу по ознакомлению с культурным и историческим наследием Беларуси, по формированию системных представлений об истории и культуре родного края, воспитании чувства любви к своей малой родине, гордости за нее.

          Для этого в яслях-саду созданы следующие условия:

* В методическом кабинете собран материал о народных традициях,    обрядах, праздниках Беларуси; приобретена методическая литература по обучению детей родному языку и ознакомлению с народным декоративно-прикладным искусством; оформлен материал по темам: «О чём рассказывает белорусский орнамент?», «Залатая спадчына Беларусi», «О чём говорит герб городов?», «Дзяржауныя сiмвалы Беларусi», «Беларускiя гульнi»; систематизированы примерные конспекты занятий по патриотическому воспитанию дошкольников,  имеется художественная и познавательная литература о республике Беларусь.

* В микрокабинете руководителей физвоспитания имеется картотека белорусских подвижных игр, сценарии физкультурных досугов, отражающих национальные обряды и традиции белорусов с оборудованием и атрибутами для их проведения.

* В микрокабинете музыкальных руководителей представлен разнообразный фольклорный материал, воспитывающий патриотические чувства у дошкольников: белорусские обрядовые песни, прыпеукi, балады, калыханкi; картотека музыкальных хороводных игр, народных танцев; сценарии белорусских народных праздников и развлечений.

* В каждой группе оформлен этногорафический уголок «Беларускi куток», в котором собраны разнообразные предметы белорусского быта, изделия белорусских мастеров. Педагогами оформлен информационный иллюстративный материал по темам: «Моя семья», «Мой детский сад», «Мой город», «Моя страна», «Знаменитые земляки», «Государственная символика», «Защитники Отечества», «Приобщение к истокам национальной культуры», «Произведения белорусского народного творчества».

         Образовательная работа по патриотическому воспитанию воспитанников проводится во всех видах детской деятельности. Кроме того, в яслях-саду педагоги организовывают экскурсии в мини-музей «Беларуская хатка» с целью ознакомления воспитанников с предметами белорусского быта, изделиями белорусских мастеров, описанием народных традиций, обрядов, праздников.

        С целью обогащения словаря детей в яслях саду планируются и проводятся «беларускамоуныяднi». Так, каждую пятницу, воспитатели средних и старших групп не только проводят занятия по «развiццю маулення i культуры мауленчых зносiн», но и разговаривают с детьми на белорусском языке в течение всего дня. Это способствует развитию навыков понимания белорусского языка, умению отвечать на вопросы воспитателя на белорусском языке, правильному произношению специфических белорусских звуков, формированию устойчивого интереса к белорусскому языку, умению отличить его от русского языка.

          В реализации задачи по формированию национального самосознания у детей дошкольного возраста активное участие принимают музыкальные руководители и руководители физвоспитания. На протяжении учебного года в яслях-саду проводятся фольклорные праздники:

    * «Запрашаем на кiрмаш!»

    * «Калядкi»

    * «Масленица – красная девица»

    * «Гуканне Вясны»   

          Целью  фольклорных праздников является знакомство воспитанников с обычаями и традициями белорусского народа, с народными песнями, танцами, играми, хороводами; воспитание любви к народному творчеству, развитие эстетического восприятия фольклорных произведений.

       Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном возрасте только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств и методов воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки, могут дать положительные результаты и стать основной опорой по патриотическому воспитанию личности ребёнка.

 

« Зачем знакомить детей с народными промыслами?»

Зачем развивать интерес у ребенка к народным промыслам, когда можно развивать способности  ребенка в современном мире с помощью гаджетов, компьютерных игр, сложных конструкторов?

           Многие родители задумываются над тем, для чего их детям в дошкольном возрасте необходимо знакомиться с различными видами народно - прикладного искусства. Действительно, в наше прогрессивное время, ребятам с самого раннего возраста приходится овладевать большим количеством знаний в разнообразных областях, где, казалось бы, такому предмету, как народные промыслы, отведено отнюдь не лидирующее место. Однако культура родной страны не должна теряться в указанном массиве окружающей информации.

             Воспитание гражданина и патриота своей страны, знающего и любящего свою Родину (задача особенно актуальная сегодня), не может быть успешно решено без познания народной культуры. Этот процесс должен начинаться как можно раньше. Только в этом случае народное искусство, как источник прекрасного оставит в душе ребенка глубокий след и вызовет устойчивый интерес.

  Народные промыслы — не просто застывшие во времени образцы искусства далекого прошлого. Это наша живая история, традиции, наследие предков, красота любимой природы. В изделиях, созданных руками мастеров, нашла свое отражение тысячелетняя история. Вряд ли можно представить нечто более древнее и более важное для нашей культуры, чем традиционные ремесла и народное творчество.

          Работа в детском коллективе, индивидуальные занятия дома, рассказы воспитателя в детском саду помогают понять всю красоту, уникальность, бесценность произведений народных мастеров. В детях воспитывается уважение к труду других людей и к своему собственному, к неповторимости каждого человека и его взглядов на мир, к старшему поколению, к жителями сел и деревень, к художникам и рабочим. Дети развивают вкус, понимают, как сочетать цвета, как выразить одним цветом целую картину и множеством цветов — одно настроение. Народное искусство многофункционально, и одна из функций -воспитательная. В народном искусстве заложены большие воспитательные возможности, которые до сих пор не реализуются в полной мере.

         Трудясь над какой-либо игрушкой или рисунком вместе со своим ребенком, Вы сможете понять его настроение, черты характера, причину конфликта, если он вдруг произойдет.

         Психологами доказано, что народные промыслы являются прекрасной терапией, участие в них успокаивает, способствует приобретению гармонии, налаживает общение, излечивает от стремления к спорам, разногласиям, капризам.

 Знакомство с народным искусством способствует формированию эстетического отношения к окружающему. Все это необходимо для развития ребенка как личности.

  Наличие художественно-творческих способностей у детей является залогом успешного обучения в школе, поэтому развивать эти способности следует как можно раньше. Занятия рисованием, лепкой и аппликацией способствуют развитию творческого воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти ребенка. Именно в изобразительной деятельности каждый ребенок может проявить свою индивидуальность.

          Дети во всей полноте ощущают богатство родного края, родной культуры, родного языка. Сказочные животные знакомят их с традиционным фольклором, самовары и другая посуда — с народным бытом, свистульки и ложки — с музыкальными истоками, сценки из крестьянской жизни — с историей родного края, страны.

Народное искусство, как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребенка (простота и завершенность формы, обобщенность образа) , именно поэтому оно близко восприятию ребенка, понятно ему.

          Приложите к этому руку и Вы, уважаемые родители, обогатите представления о народных промыслах Вашего малыша. Может быть, из младшего поколения в скором времени вырастут новые народные умельцы, которые продолжат бережно хранить вековые традиции, внесут вклад в развитие культурного наследия, еще более прославят наши драгоценные, неповторимые ремесла во всем мире. И воспитают любовь и уважение к ним у своих детей и внуков. 

О народных промыслах написано много книг, в которых присутствуют живописные иллюстрации с пояснениями и элементами орнаментов. В дополнение к ним выпускаются детские раскраски, рабочие тетради и комплекты для творчества, которые помогут ребенку на практике закрепить услышанное в детском саду или увиденное при просмотре  фильма.

  Дидактические игры, созданные руками мамы или папы, не оставят равнодушным ни одного ребенка. Красочные, захватывающие, требующие внимания и смекалки, они создадут прекрасную атмосферу творческого вечера в кругу семьи.

          Совместный досуг можно провести, посетив музеи, выставочные залы, ярмарки народных промыслов. Такие мероприятия надолго останутся в памяти детей, помогут пережить яркие эмоции и запастись множеством впечатлений.

   

свернуть