В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, идея воспитания патриотизма и гражданственности приобретает всё большее общественное значение, становится задачей государственной важности, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
Известно, что дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. В.А.Сухомлинский утверждал, что «детство – каждодневное открытие мира и, поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия». В педагогическом аспекте под патриотическим самопознанием понимается процесс формирования сознательного человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и рос, гордящегося историческими свершениями своего народа и его культурой.
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своем родном крае, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек. Любой край, где бы человек не жил, неповторим. У каждого места на земле есть своя история.
Брест имеет богатую историю, которую должны знать наши дети. За последние годы наш город преобразился: стали чистыми и нарядными улицы, появились новые памятники, стали благоустраиваться дворы и детские площадки, появилось много новых зеленых насаждений и разнообразных красиво оформленных цветущих клумб.
Педагогу необходимо стремиться к тому, чтобы воспитанники увидели красоту родного города, преобразования, происходящие в нем каждый год, гордились своей малой родиной. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью общества. Чтобы участвовать в общественной, политической и экономической жизни своей страны, человек должен быть самостоятельным, инициативным, интеллектуально развитым, умеющим устанавливать контакт с людьми, быть терпимым к различиям между людьми, уважать права и мнения других. Все эти качества закладываются уже в дошкольном возрасте и являются составляющими гражданского воспитания.
Педагогический коллектив ГУДО «Детский-сад № 42 г. Бреста», осуществляет планомерную и систематическую образовательную работу по ознакомлению с культурным и историческим наследием Беларуси, по формированию системных представлений об истории и культуре родного края, воспитании чувства любви к своей малой родине, гордости за нее.
Для этого в яслях-саду созданы следующие условия:
* В методическом кабинете собран материал о народных традициях, обрядах, праздниках Беларуси; приобретена методическая литература по обучению детей родному языку и ознакомлению с народным декоративно-прикладным искусством; оформлен материал по темам: «О чём рассказывает белорусский орнамент?», «Залатая спадчына Беларусi», «О чём говорит герб городов?», «Дзяржауныя сiмвалы Беларусi», «Беларускiя гульнi»; систематизированы примерные конспекты занятий по патриотическому воспитанию дошкольников, имеется художественная и познавательная литература о республике Беларусь.
* В микрокабинете руководителей физвоспитания имеется картотека белорусских подвижных игр, сценарии физкультурных досугов, отражающих национальные обряды и традиции белорусов с оборудованием и атрибутами для их проведения.
* В микрокабинете музыкальных руководителей представлен разнообразный фольклорный материал, воспитывающий патриотические чувства у дошкольников: белорусские обрядовые песни, прыпеукi, балады, калыханкi; картотека музыкальных хороводных игр, народных танцев; сценарии белорусских народных праздников и развлечений.
* В каждой группе оформлен этногорафический уголок «Беларускi куток», в котором собраны разнообразные предметы белорусского быта, изделия белорусских мастеров. Педагогами оформлен информационный иллюстративный материал по темам: «Моя семья», «Мой детский сад», «Мой город», «Моя страна», «Знаменитые земляки», «Государственная символика», «Защитники Отечества», «Приобщение к истокам национальной культуры», «Произведения белорусского народного творчества».
Образовательная работа по патриотическому воспитанию воспитанников проводится во всех видах детской деятельности. Кроме того, в яслях-саду педагоги организовывают экскурсии в мини-музей «Беларуская хатка» с целью ознакомления воспитанников с предметами белорусского быта, изделиями белорусских мастеров, описанием народных традиций, обрядов, праздников.
С целью обогащения словаря детей в яслях саду планируются и проводятся «беларускамоуныяднi». Так, каждую пятницу, воспитатели средних и старших групп не только проводят занятия по «развiццю маулення i культуры мауленчых зносiн», но и разговаривают с детьми на белорусском языке в течение всего дня. Это способствует развитию навыков понимания белорусского языка, умению отвечать на вопросы воспитателя на белорусском языке, правильному произношению специфических белорусских звуков, формированию устойчивого интереса к белорусскому языку, умению отличить его от русского языка.
В реализации задачи по формированию национального самосознания у детей дошкольного возраста активное участие принимают музыкальные руководители и руководители физвоспитания. На протяжении учебного года в яслях-саду проводятся фольклорные праздники:
* «Запрашаем на кiрмаш!»
* «Калядкi»
* «Масленица – красная девица»
* «Гуканне Вясны»
Целью фольклорных праздников является знакомство воспитанников с обычаями и традициями белорусского народа, с народными песнями, танцами, играми, хороводами; воспитание любви к народному творчеству, развитие эстетического восприятия фольклорных произведений.
Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном возрасте только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств и методов воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки, могут дать положительные результаты и стать основной опорой по патриотическому воспитанию личности ребёнка.